Ниалл МакКойтир. Звери Ирландии: Мифы, легенды, фольклор. Выдра

Ниалл МакКойтир. Звери Ирландии: Мифы, легенды, фольклор. Выдра

Для древних ирландцев выдра была своеобразной «водяной собакой», услужливой и трудолюбивой, нередко приходивший на помощь святым отшельникам. Более прагматичные люди ценили ее прекрасный мех, и считали достойным трофеем даже для королевской охоты.

Народные верования и обычаи

Ирландцы верили, что выдры спят с открытыми глазами. Особенно редкие звери, «выдровые князья», славились тем, что и не спали вовсе. Считалось, что такой «князь», или «дурракоу», — это огромный белый самец, с черными кончиками ушей и черным крестом на спине. Как и волка-оборотня, «выдрового князя» можно было убить только серебряной пулей, и удачливый охотник обычно погибал через сутки после выстрела. Однако счастливчику, завладевшему куском шкуры дурракоу, можно было позавидовать: любое судно, где хранилась шкура, могло не бояться штормов; дом эта шкура хранила от пожаров, а человека, носившего кусок шкуры в кармане, обходили стороной все несчастья. Примечательно, что разновидность выдры с белыми пятнами на шкуре нередко встречается в ирландских реках, и поэтому в историях о «выдровых князьях» может быть и рациональное зерно – разумеется, если речь не идет об их сверхъестественных способностях.

Бытует мнение, что излюбленная пища выдры – это лосось. Считалось, что выдра убивает его, хватая рыбу за хвост и поворачивая голову против течения: лосось задыхается и гибнет. Сейчас выдры находятся под защитой закона, но раньше на них интенсивно охотились – из-за прекрасного меха, и чтобы обезопасить от этих ловких пловцов свои рыбные угодья. Иногда попавшая в силки выдра успевала перед смертью укусить охотника. Если рана гноилась и долго не заживала, молва советовала убить другую выдру и отведать ее мяса. Больше всего ирландцев восхищали рыболовные навыки выдры; старая ирландская пословица гласила, что выдра – одна из трех не знающих отдыха вещей (две другие – адский демон и высокий водопад).

Выдру можно встретить в некоторых ирландских топонимах – например, Пуладоран (Пулл ан Доран) в графстве Корк и Пулнамадраишке (Пулл на Мада Ишке), что в графстве Лонгфорд, причем оба эти названия означают «логово» или «нору» выдры.

Мифы и легенды

Известно несколько легенд, где выдра приходит на помощь святым отцам. В житие святого Кевина говорится, что почтенный отшельник имел обыкновение служить вечерю, стоя в водах озера Глендалох. Однажды он уронил в воду псалтырь, но проворная выдра поймала священную книгу прежде, чем она промокла. Другая выдра прославилась тем, что каждый день приносила монахам пойманного в озере лосося. Один монах решил воспользоваться этим, убить зверя и содрать с него шкуру. Однако выдра как-то узнала о грозящей опасности и исчезла, а святой Кевин был так возмущен, что велел горе-зверолову покинуть общину. В истории «Безумие Суибне», или «Суибне-гельт», древний ирландский король оскорбляет святого Ронана и бросает его псалтырь в озеро. Святой проклял короля, лишив рассудка, и безумец убежал в лес, где жил как дикий зверь, а псалтырь святого был спасен и возвращен хозяину выдрой. В повести о плавании святого Брендана путешественники встречают монаха, живущего на крошечной скале посреди океана. Он живет там как отшельник, а выжить ему помогает выдра, которая раз в три дня приносит ему рыбу и связку дров.

Выдры не очень «разговорчивые» звери, но порой они свистят, щебечут и фыркают, особенно во время брачных игр. Голос выдры упоминается в нескольких старинных ирландских поэмах. В беседе со святым Патриком Ойсин перечисляет звуки природы, что тешили слух его отца, Финна, и упоминает среди них «голос выдры в Друим-ре-Койр». В другой поэме, прославляя Бан Гулэн, Ойсин перечисляет местных зверей и вспоминает, какими «сладостными были голоса ваших выдр».

Отношения с человеком

В древних ирландских «законах брегонов» выдры упоминаются только в том редком случае, когда их держат в качестве домашних животных – тогда, с точки зрения возможных штрафов, они приравниваются к собакам. Вероятно, это связано с попыткой законодательно регулировать все сферы жизни, и не свидетельствует о том, что выдр часто держали в качестве питомцев. Есть некоторые свидетельства, что древние ирландцы охотились на выдру – в основном, в погоне за ценным мехом. В саге «Похищение стад Фроаха» упоминается великая охота королей Коннахта в Раткрогане (современное графство Роскоммон), где гончие успешно травили оленей, кабанов, зайцев, лисиц и выдр. Чуть дальше в той же саге упоминается арфист, возивший свой инструмент в чехле из шкуры выдры.

Иногда на выдру охотились и ради мяса. Так, одна сага о фениях повествует, как один из ее героев съел выдру; далеко за пределами Ирландии, в скандинавских землях рассказывали о том, как голодный бог Локи убил превратившегося в выдру юношу, Оттара, и вынужден был заплатить его семье огромный выкуп. Охота на выдру была традиционным британским развлечением. Очень любил эту забаву король Генрих II, создавший в 1170 году должность «королевского ловца выдр», Своры оттерхаундов, «выдровых гончих», служили предметом гордости британских монархов до 1689 года. В Ирландии охота на выдру была запрещена сравнительно недавно, при этом сохранились записи о добытых шкурках, начиная с пятнадцатого века. Так, во второй половине восемнадцатого века из Ирландии на экспорт отправлялось почти 350 шкурок в год, а еще в 1955 году на острове существовало два клуба охотников на выдр. Но все это в прошлом, и этот чудесный зверь находится сейчас под защитой закона.

Источник

20:02
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Разместить баннер